Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Статистика

Пользователей : 1
Статей : 208
Просмотрено статей : 232146

Движение поездов (дрезин) при производстве работ на железнодорожных путях и сооружениях

8.1. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, как правило, без нарушения графика движения поездов. Для производства больших по обьему ремонтных и строительных работ в графике движения поездов должны предусматриваться окна и учитываться ограничения скорости, вызываемые этими работами"(из п. 8.3 Правил технической эксплуатации).

Для выполнения работ по текущему содержанию пути, искусственных сооружений, контактной сети, устройств СЦБ, устройств механизированных и автоматизированных сортировочных горок должны предоставляться предусматриваемые в графике движения поездов технологические окна продолжительностью 1-2 ч, а при производстве этих работ специализированными бригадами и механизированными колоннами с применением комплекса машин и механизмов, продолжительностью 3-4 часа, в соответствии с порядком, установленным начальником дороги.

 

Движение поездов (дрезин) при производстве работ на железнодорожных путях и сооружениях

8.1. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, как правило, без нарушения графика движения поездов. Для производства больших по обьему ремонтных и строительных работ в графике движения поездов должны предусматриваться окна и учитываться ограничения скорости, вызываемые этими работами"(из п. 8.3 Правил технической эксплуатации).

Для выполнения работ по текущему содержанию пути, искусственных сооружений, контактной сети, устройств СЦБ, устройств механизированных и автоматизированных сортировочных горок должны предоставляться предусматриваемые в графике движения поездов технологические окна продолжительностью 1-2 ч, а при производстве этих работ специализированными бригадами и механизированными колоннами с применением комплекса машин и механизмов, продолжительностью 3-4 часа, в соответствии с порядком, установленным начальником дороги.

"Работы по ремонту пути, контактной сети, устройств СЦБ и связи и других сооружений и устройств, выполняемые в период времени, не предусмотренный в графике движения поездов, должны производиться, как правило, без закрытия перегона.

Если выполнение этих работ вызывает необходимость перерыва в движении, точный срок их начала и окончания устанавливается начальником отделения дороги совместно с руководителем соответствующего подразделения и согласовывается с начальником службы перевозок, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - устанавливается главным инженером железной дороги.

На время производства работ, вызывающих перерыв движения, а также для производства которых в графике движения предусмотрены окна, руководитель работ обязан установить постоянную связь (телефонную или по радио) с поездным диспетчером.

На участках, где окна в графике движения поездов предусматриваются в темное время суток, руководитель работ обязан обеспечить освещение места производства работ" (из п. 8.3 Правил технической эксплуатации).

"Закрытие перегона для производства работ на однопутном участке, а на двухпутном или многопутном участке одного или нескольких путей производится с разрешения начальника отделения дороги и по согласованию с начальником службы перевозок, если оно не вызывает изменения установленных размеров движения с соседними дорогами. При отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - закрытие перегона производится с разрешения главного инженера железной дороги. Если такое закрытие вызывает изменение установленных размеров движения поездов на соседние дороги, оно может быть разрешено начальником дороги по согласованию с Главным управлением перевозок МПС.

Закрытие перегона или путей, вызывающее необходимость пропуска поездов в обход по другим участкам данной дороги, или по другим дорогам допускается лишь в исключительных случаях с разрешения МПС" (из п. 8.8 Правил технической эксплуатации).

На производство ремонтных и строительных работ, требующих по своему характеру закрытия перегона, главного пути перегона или станции, должно быть получено разрешение начальника отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - главного инженера железной дороги.

Если окна в графике движения поездов для таких работ не предусмотрены, то порядок их выполнения и время закрытия перегона в каждом отдельном случае согласовываются предварительно (начальником дистанции пути, сигнализации и связи, участка энергоснабжения) с начальником отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместителем начальника железной дороги. При наличии соответствующего разрешения закрытие и открытие перегона (пути) до начала работ и после их окончания оформляются приказом поездного диспетчера.

8.2. В разрешении начальника отделения дороги на производство работ должны быть указаны время, на которое согласовано закрытие перегона или отдельного пути, и фамилия лица, осуществляющего единое руководство этими работами. Фамилию и должность руководителя работ поездной диспетчер обязан сообщить дежурным по станциям, ограничивающим перегон.

Запрещается предоставление "окна" для производства работ на перегоне и станции при отсутствии руководителя данных работ, указанного в разрешении начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - главного инженера железной дороги.

8.3. Перед закрытием перегона руководитель работ обязан дать дежурному по станции, ограничивающей перегон, и поездному диспетчеру заявку о последовательности отправления на закрытый перегон хозяйственных поездов, машин и агрегатов с указанием для каждого поезда и машины километра первоначальной остановки на закрытом перегоне (или главного пути) и станции, куда они должны возвращаться по окончании работ.

8.4. С наступлением срока начала работ с закрытием перегона поездной диспетчер устанавливает его свободность от поездов или свободность соответствующего пути на двухпутном и многопутном участках, после чего дает дежурным по станциям, ограничивающим перегон или главный путь, и руководителю работ приказ о закрытии.

В исключительных случаях при отсутствии на месте работ телефонной или радиосвязи с поездным диспетчером приказ о состоявшемся фактическом закрытии перегона или пути передается руководителю работ дежурным по станции, ближайшей к месту работ (по телефону или через нарочного, командируемого с места работ).

Приступать к работам до получения руководителем работ приказа поездного диспетчера (письменного, по телефону или радиосвязи) и до ограждения места работ установленными сигналами запрещается.

8.5. Отправление хозяйственных поездов (дрезин), машин и агрегатов на перегон (или путь перегона), закрытый для ремонта сооружений и устройств, производится по разрешениям на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали. В соответствии с заявкой руководителя работ в разрешении указывается место (километр) первоначальной остановки каждого поезда и машины на перегоне.

8.6. На закрытом перегоне (пути) может работать одновременно несколько хозяйственных поездов (дрезин) и путевых машин, в том числе и принадлежащих различным организациям, но находящихся под руководством одного работника, указываемого в разрешении начальника отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместителя начальника железной дороги в соответствии с п.8.2 настоящей Инструкции.

Машинист локомотива каждого хозяйственного поезда, машины и агрегата должен следовать до места, указанного в разрешении на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали. Первый поезд следует с установленной скоростью, последующие - не более 20 км/ч, при этом расстояние между поездами должно быть не менее 1 км.

При отправлении хозяйственных поездов (специального самоходного подвижного состава) на закрытый перегон с соседних раздельных пунктов навстречу друг другу дежурные по обеим станциям по указанию поездного диспетчера в разрешениях на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали после записи о цели отправления вносят запись по форме:

"На перегон отправлен встречный хозяйственный поезд №..... Соблюдайте особую бдительность."

Хозяйственные поезда, отправляемые на закрытый перегон с различных раздельных пунктов навстречу друг другу, должны следовать также только до места, указанного в разрешении, где по указанию руководителя работ выставляется переносной сигнал остановки, находящийся под охраной стоящего около него сигналиста с ручным красным сигналом. Расстояние между пунктами остановки встречных поездов должно быть не менее 1 км.

Машинист локомотива хозяйственного поезда (специального самоходного подвижного состава), после остановки на указанном в разрешении месте сообщает по радиосвязи машинисту локомотива встречного хозяйственного поезда и машинистам хозяйственных поездов и специального самоходного подвижного состава, движущимся вслед, о своем местонахождении.

После остановки дальнейшее передвижение хозяйственных поездов (специального самоходного подвижного состава), машин и агрегатов по перегону осуществляется по указанию руководителя работ со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью. О своих последующих передвижениях до начала места производства работ машинисты встречных хозяйственных поездов (специального самоходного подвижного состава) уведомляют друг друга по радиосвязи.

8.7. Если работы производятся на перегоне, оборудованном автоблокировкой, то по согласованию с поездным диспетчером разрешается отправлять хозяйственные поезда, машины и агрегаты к месту работ по сигналам автоблокировки, не ожидая закрытия перегона.

Машинисту каждого поезда выдается предупреждение об остановке на перегоне в месте, указанном в заявке руководителя работ (Рис.8.7,а).


Рис.8.7,а

Разрешение на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали при отправлении таких поездов на перегон, подлежащий закрытию, вручается руководителя работ или уполномоченному им работнику, который передает его машинисту локомотива после остановки поезда на перегоне в обусловленном месте и получения приказа поездного диспетчера о закрытии перегона (Рис.8.7,б).


Рис.8.7,б

Перегон или соответствующий путь закрывается для ремонтных работ приказом поездного диспетчера после освобождения от поездов, отправленных впереди хозяйственных поездов, машин и агрегатов.

8.8. На больших по времени хода перегонах с благоприятным планом и профилем пути, не оборудованных автоматической блокировкой, по указанию поездного диспетчера разрешается отправлять хозяйственные поезда, машины и агрегаты к месту работы, не ожидая закрытия перегона, вслед за ранее отправленным грузовым поездом, но не менее чем через 5 мин после его отправления. Разрешение передается станциям, ограничивающим перегон, и руководителю работ регистрируемым приказом поездного диспетчера.

" В связи с предстоящим закрытием перегона ..... (..... пути перегона) для производства работ разрешаю отправлять на этот перегон по ..... пути хозяйственные поезда со станции ...... вслед за поездом N ......
ДНЦ (подпись)".

В этом случае по разрешению на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали. В соответствии с заявкой руководителя в разрешении указывается место (километр) первоначальной остановки каждого поезда на перегоне. Машинисту первого хозяйственного поезда вручается также предупреждение:

" Впереди Вас в .... ч .... мин отправлен поезд N ....., сообщение о прибытии которого не получено".

При следовании хозяйственных поездов по перегону должен соблюдаться порядок, предусмотренный в п.8.6 настоящей Инструкции.

8.9. Отправляемые со станции в одном поезде для одновременной работы на перегоне хозяйственные поезда, машины и агрегаты могут на перегоне расцепляться или соединяться по указанию руководителя работ.

Возможный состав и порядок размещения в таких поездах самодвижущихся единиц определяются руководителем работ в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

При отправлении со станции нескольких хозяйственных поездов, соединенных друг с другом для последующей их работы на перегоне по указанию руководителя, машинисту каждого из них должно выдаваться отдельное разрешение на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали.

8.10. Хозяйственные поезда, машины и агрегаты при производстве работ на перегоне или в пределах станций должны сопровождаться руководителем работ или уполномоченным им работником.

По указанию начальника отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместителя начальника железной дороги на хозяйственные поезда в необходимых случаях могут назначаться главные кондукторы.

8.11. Ко времени окончания установленного перерыва в движении поездов для производства работ последние должны быть полностью закончены, сооружения и устройства приведены в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов, и сигналы остановки сняты с оставлением, если необходимо, сигналов уменьшения скорости и соответствующих сигнальных знаков.

8.12. Отправление хозяйственных поездов (дрезин), машин и агрегатов с перегона производится по указанию руководителя работ, согласованному предварительно с поездным диспетчером.

О намеченном порядке возвращения хозяйственных поездов с перегона диспетчер ставит в известность дежурных по станциям, ограничивающим перегон.

По окончании работы хозяйственных поездов, машин и агрегатов руководитель работ обязан лично или через подчиненных работников осмотреть путь или другие ремонтируемые устройства на всем протяжении участка работы, обеспечить немедленное устранение недостатков, препятствующих нормальному движению, а также проверить, не находятся ли грузы за пределами установленных габаритов.

8.13. Если на двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой, хозяйственные поезда, машины и агрегаты после окончания работ отправляются на станцию по правильному пути, то движение их независимо от наличия у машинистов разрешения на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали производится по сигналам автоблокировки с установленной скоростью.

В остальных случаях скорость следования возвращаемых после работы на перегоне хозяйственных поездов, машин, агрегатов (кроме первого) должна быть не более 20 км/ч, а расстояние между ними не менее 1 км.

8.14. Открытие перегона (пути) производится приказом поездного диспетчера только после получения уведомления (письменного, по телефону или радиосвязи) от начальника дистанции пути или работника, им уполномоченного (по должности не ниже дорожного мастера), об окончании путевых работ или работ на искусственных сооружениях, об отсутствии на перегоне хозяйственных поездов, машин и агрегатов (или об их отправлении по правильному пути двухпутного перегона), а также других препятствий для безопасного движения поездов независимо от того, какая организация выполняла работы. Уведомление передается поездному диспетчеру непосредственно или через дежурного по ближайшей станции. Уведомление, полученное по телефону или радиосвязи, поездной диспетчер записывает в журнал диспетчерских распоряжений.

Восстановление действия существующих устройств СЦБ и связи или энергоснабжения (если работа их нарушалась) производится по получении уведомления соответственно от старшего электромеханика СЦБ и связи или энергодиспетчера.

8.15. На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой, поездному диспетчеру после получения уведомления об окончании ремонтных и строительных работ, отсутствии препятствий для движения поездов, исправном действии автоблокировки и об отправлении с места работ всех путевых машин и хозяйственных поездов по правильному пути разрешается открывать перегон для движения поездов по автоблокировке, не ожидая прибытия всех путевых машин и хозяйственных поездов на соседнюю станцию.

8.16. Хозяйственные поезда, машины и агрегаты, следующие с перегона после работы друг за другом, разрешается вводить на один и тот же путь станции или на свободный участок другого пути, занятого подвижным составом. При этом поезда, возвращающиеся с перегона, вводятся на свободный участок пути станции при запрещающем показании входного светофора порядком, предусмотренным в п.9.30 настоящей Инструкции.

При входе поезда на станцию машинист должен соблюдать особую бдительность и быть готовым к немедленной остановке, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

8.17. Порядок движения поездов по остающемуся пути на двухпутных и многопутных перегонах в период закрытия для ремонтных работ одного из путей с учетом осуществления необходимых мер по лучшему использованию пропускной способности (пропуск соединенных поездов, движение поездов с разграничением временем, применение временных устройств автоблокировки, открытие временных постов и др.) устанавливается начальником дороги.

8.18. Работы по ремонту пути, сооружений и устройств, не требующие по своему характеру закрытия перегона, выполняются, как правило, в перерывы между поездами. Порядок обеспечения безопасности при таких работах устанавливается в инструкциях МПС.

8.19. Отправление хозяйственных поездов (дрезин) на перегоны (пути перегонов), где не производятся работы по ремонту сооружений и устройств или где характер работ не требует закрытия перегона (пути), осуществляется по устному указанию поездного диспетчера.

Указанные поезда отправляются на перегон по разрешениям, предусмотренным для соответствующих средств сигнализации и связи.

Руководителю работ и машинисту выдается предупреждение о времени прибытия (возвращения) поезда на станцию. Занимать перегон сверх времени, указанного в предупреждении, запрещается.

До выезда хозяйственного поезда с перегона руководитель работ обязан убедиться в том, что препятствий для нормального движения поездов нет.

8.20. При работе путевых машин или снегоочистителей роторного типа на одном из путей двухпутного или многопутного перегона соседний путь ограждается сигналами в случаях и порядком, установленными в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. На поезда, следующие по этому пути, выдаются предупреждения в соответствии с заявкой руководителя работ.

8.21. При работе снегоочистителя вагонного типа или струга на двухпутных или многопутных участках машинистам поездов, проходящих по соседнему пути, выдаются предупреждения следующего содержания:

" На перегоне ...... по ..... пути работает путевой струг (снегоочиститель).При следовании по перегону соблюдать особую бдительность; перед местами с плохой видимостью подавать оповестительные продолжительные свистки" (Рис.8.21).


Рис.8.21

Эти предупреждения выдаются дежурными по станциям по указанию поездного диспетчера.

8.22. Работы на станционных путях производятся с соблюдением требований п.8.7 Правил технической эксплуатации и пунктов 3.10, 3.11 Инструкции по сигнализации.

Дежурный по станции, ознакомившись с содержанием записи руководителя работ в журнале осмотра, дает указания дежурным по постам, сигналистам, дежурным стрелочных постов, составителям, а через них и машинистам локомотивов, работающих на станции, о недопустимости заезда на те или иные пути или участки путей, о сокращении скорости или особой бдительности при следовании по путям, где производятся работы и т.п., а о предстоящем пропуске поездов и маневровых передвижениях заблаговременно извещает руководителя работ.

При приеме поездов на пути, где производятся такие работы, машинистам в случае необходимости выдаются предупреждения об уменьшении скорости или принятии других мер предосторожности.

В случаях производства работ на контактной сети в журнале осмотра должно быть указано, какие пути, стрелки или секции контактной сети закрываются для движения всех поездов или только электроподвижного состава.


 

Общие требования

9.1. "Порядок использования технических средств станции устанавливается техническо-распорядительным актом, которым регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, безопасность внутристанционной маневровой работы и соблюдение техники безопасности.

Порядок, установленный техническо-распорядительным актом, является обязательным для работников всех служб" (п.15.1 Правил технической эксплуатации).

 

ПРИЕМ ПОЕЗДОВ

9.12. "Прием поездов на станцию должен производиться на свободные пути, предназначенные для этого техническо-распорядительным актом станции, и только при открытом входном сигнале" (из п.16.6 Правил технической эксплуатации).

" Дежурный по станции обязан обеспечить наличие свободных путей для своевременного приема поездов.За всякую не вызванную необходимостью задержку поезда у закрытого входного сигнала дежурный по станции несет ответственность" (из п.16.4 Правил технической эксплуатации).

 

ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ

9.19. " Запрещается дежурному по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездному диспетчеру открывать выходной светофор или давать другое разрешение на занятие перегона, не убедившись в том, что маршрут для отправления поезда готов, стрелки заперты, маневры на стрелках маршрута отправления прекращены, техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава закончены.При отправлении поездов со станции их формирования, станций, где к составу поезда производилась прицепка и отцепка вагонов, или станций, где предусмотрена замена сигнальных дисков, обозначающих хвост поезда, дежурный по станции перед открытием выходного светофора или выдачей машинисту локомотива разрешения на занятие перегона должен также убедиться в наличии поездного сигнала на последнем вагоне" (из п.16.17 Правил технической эксплуатации).

 

Прием поездов на станцию при запрещающем показании входного светофора

9.29. " Не допускается прием поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного светофора.Прием поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного светофора может быть осуществлен по пригласительному сигналу, по специальному разрешению дежурного по станции только в исключительных случаях и в соответствии с порядком, предусмотренным в Инструкции по движению поездов и маневровой работе.

Скорость следования поезда при приеме на станцию по пригласительному сигналу или по специальному разрешению дежурного по станции должна быть не более 20 км/ч, при этом машинист обязан вести поезд с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения" (п.16.8 Правил технической эксплуатации).

 

РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

10.1." Движением поездов на участке должен руководить только один работник - поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.

Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.

Запрещается давать оперативные указания по движению поездов на участке, помимо поездного диспетчера" (из п.16.1 Правил технической эксплуатации).

Поездной диспетчер обязан:

 

Общие положения

11.1. Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологическим процессом работы станции и по плану, предусматривающему:

  • своевременное формирование и отправление поездов;
  • своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после окончания грузовых операций;
  • наименьшую затрату времени на переработку вагонов;
  • рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств;
  • бесперебойный прием поездов на станцию;
  • безопасность движения, безопасность работников, связанных с маневрами, и сохранность подвижного состава.
 

РУКОВОДСТВО МАНЕВРОВОЙ РАБОТОЙ

11.13. " Маневры на станционных путях должны производится по указанию только одного работника - дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера. Распределение обязанностей по распоряжению маневрами указывается в техническо-распорядительном акте станции" (п.15.13 Правил технической эксплуатации).

Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить один работник - руководитель маневров (составитель поездов или главный кондуктор), ответственный за правильное их выполнение.

 

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МАНЕВРОВ

11.17. "Руководитель маневров обязан:

  • точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
  • обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в производстве маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
  • формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации, инструкций и указаний МПС;
  • организовать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников, занятых на маневрах, сохранность подвижного состава и груза. Маневры с вагонами, занятыми людьми, негабаритными и разрядными грузами, производить с особой осторожностью" (из п. 15.23 Правил технической эксплуатации).