Таблица 9
Виды возможных неисправностей, повреждений или отступлений _______от норм_______ Условия дальнейшего использования
7.1 Роликовый подшипник
7.1.1 Подшипник в собранном виде Радиальный зазор меньше или больше установленной нормы (п. 6.2.). Осевой зазор меньше установленной нормы (п. 6.2.5.). Наличие повреждений, перечисленных ниже, в деталях подшипников.
Необходимо перекомплектовать подшипник с заменой наружного кольца. Подшипник используют после зачистки торцевой поверхности нерабочего (маркированного) борта у наружных колец на значение до 0.03 мм. Зачистку производят шлифовальной шкуркой №10 на тканевой основе, а затем №6 с маслом или притиркой пастой ГОИ. Допускается перекомплектовать подшипник с заменой наружного кольца или роликов. Замена негодных деталей или устранение дефектов зачисткой с полной (при необходимости) разборкой и перекомплектовкой подшипника.
7.1.2 Наружное и внутреннее кольца Трещины (рис. 31), разрывы 5 (рис.31), отколы 6. Раковины и шелушение (уста-лостные повреждения) на дорожках качения цилиндрического (рис. 32, 33) подшипника. Шелушение дорожек качения внутреннего кольца(рис.33). Рифление дорожки качения наружного кольца подшипника (рис. 34). Коррозионные пятна на дорожках качения по шагу ролика (рис.35)._____________ 82
Кольца бракуют Тоже Кольца бракуют Кольца используют с установкой рифленой поверхностью в нерабочую зону при длине рифленого участка не более половины длины дорожки качения. Кольца бракуют.
Рис. 31. Трещина наружного кольца Рис. 32. Раковины на дорожке качения наружного кольца и ролика
1 |
2 |
||
Поверхностная и точечная коррозия на дорожках качения. Задиры и заусенцы фасок бортов наружных и внутренних колец. |
Кольца используют после зачистки пораженных коррозией поверхностей шлифовальной шкуркой №6 с маслом. Кольца используют после зачистки фасок. Зачистку производят на приспособлении или шлифовальной шкуркой №10, а затем №6 с маслом. |
||
Коррозионные раковины на |
Кольца бракуют. |
||
дорожках качения в виде точек. |
|||
Коррозионные повреждения на посадочных поверхностях. |
Кольца используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шкуркой №6 с маслом. |
||
Потемнение поверхности каче |
Тоже. |
||
ния от серого до черного цвета. |
|||
Намины и мелкие риски на до |
Кольца допускаются к дальнейшему ис |
||
рожке качения. |
пользованию. |
||
Следы перегрева (цвета побежалости). |
Кольца бракуют (кроме колец, имеющих соломенный цвет). |
||
Кольцевые риски, задиры, вмятины и забоины на нерабочих |
Кольца используют после зачистки и сглаживания выступающих краев. |
||
поверхностях. |
|||
Монтажные забоины и задиры |
Кольца бракуют. |
||
на поверхностях качения. |
|||
Отсутствие фасок на кромках бортов наружных колец |
Тоже. |
||
Надиры типа "елочка" на бортах наружных колец, внутренних колец,плоских упорных колец |
Кольца используют со следами от надиров после обработки бортов на приспособлении шлифовальной шкуркой №6 с маслом или притиркой пастой ГОИ. Допускается снимать слой по каждому борту толщиной не более 0,05 мм. Снятие слоя кон |
||
тролируют щупом между торцом одно„о из роликов и бортами колец. |
|||
Повреждения электрическим током дорожек качения. |
Кольца бракуют. |
||
7.1.3 Ролики |
|||
Трещины, отколы, ползуны (рис.36). |
Ролики бракуют. |
||
1 |
2 |
||
Поверхностная и точечная коррозия на дорожках качения. Задиры и заусенцы фасок бортов наружных и внутренних колец. |
Кольца используют после зачистки пораженных коррозией поверхностей шлифовальной шкуркой №6 с маслом. Кольца используют после зачистки фасок. Зачистку производят на приспособлении или шлифовальной шкуркой №10, а затем №6 с маслом. |
||
Коррозионные раковины на |
Кольца бракуют. |
||
дорожках качения в виде точек. |
|||
Коррозионные повреждения на посадочных поверхностях. |
Кольца используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шкуркой №6 с маслом. |
||
Потемнение поверхности каче |
Тоже. |
||
ния от серого до черного цвета. |
|||
Намины и мелкие риски на до |
Кольца допускаются к дальнейшему ис |
||
рожке качения. |
пользованию. |
||
Следы перегрева (цвета побежалости). |
Кольца бракуют (кроме колец, имеющих соломенный цвет). |
||
Кольцевые риски, задиры, вмятины и забоины на нерабочих |
Кольца используют после зачистки и сглаживания выступающих краев. |
||
поверхностях. |
|||
Монтажные забоины и задиры |
Кольца бракуют. |
||
на поверхностях качения. |
|||
Отсутствие фасок на кромках бортов наружных колец |
Тоже. |
||
Надиры типа "елочка" на бортах наружных колец, внутренних колец,плоских упорных колец |
Кольца используют со следами от надиров после обработки бортов на приспособлении шлифовальной шкуркой №6 с маслом или притиркой пастой ГОИ. Допускается снимать слой по каждому борту толщиной не более 0,05 мм. Снятие слоя кон |
||
тролируют щупом между торцом одно„о из роликов и бортами колец. |
|||
Повреждения электрическим током дорожек качения. |
Кольца бракуют. |
||
7.1.3 Ролики |
|||
Трещины, отколы, ползуны (рис.36). |
Ролики бракуют. |
||
Рис. 33. Шелушение дорожки качения внутреннего кольца Рис. 34. Рифление дорожки качения наружного кольца подшипника Рис. 35. Коррозионные пятна (раковины) на дорожке качения кольца |
Ролики используют. Тоже. Ролики бракуют. |
Вмятины на поверхности качения. Кольцевой след без разрушения поверхности металла. Коррозионные раковины на поверхности качения._____
Потемнение поверхности качения от серого до черного цвета. Коррозия пятнами. Раковины на поверхности качения цилиндрического ролика (рис. 32). Точечная коррозия на нерабочих поверхностях (торцы, скосы). Повреждения торцов цилиндрических роликов - надиры типа "елочка"(рис.37). Точки в результате поврежде-ния электрическим током. |
Ролики используют. Ролики бракуют. Тоже. Ролики используют. Ролики используют со следами от надиров после обработки на приспособлении, имеющем вертикальное перемещение ручки, шлифовальной шкуркой №6 с маслом. Снимать допускается с каждой стороны ролика слой толщиной не более 0,005 мм. Толщину снятого слоя проверяют по высоте ролика на приборе В901 (408М). Ролики бракуют. |
7.1.4 Сепараторы Повреждение "чеканки" у латунного и полиамидного сепараторов цилиндрического подшипника, приводящее к выпа-данию роликов. Износ латунного сепаратора по внутреннему диаметру и центрирующей поверхности (наружному диаметру) в месте контакта с бортами наружных колец. |
Сепараторы используют после восстановления "чеканки". Сепаратор с износом более 0,1 мм бракуется. Износ определяется по величине ступеньки, образовавшейся по отношению к поверхностям перемычек, и определяется щупом, который вводится в зазор между наружной поверхностью и лекальной линейкой, приложенной к поверхности одной из перемычек._____ ___ ___ |
7.2 Корпус буксы
Продольные задиры или риски на посадочной цилиндрической части.
Корпуса используют после зачистки кромок, задиров или рисок.
86
Рис. 36. Ролики с отколами и ползунами а) отколы; б) ползуны (лыски). Рис. 37. Повреждение торцов цилиндрических роликов
1 |
2 |
Местная выработка на цилин |
Корпуса с выработкой, превышающей |
дрической посадочной поверх |
норму на овальность, ремонтируют. |
ности от проворачивания на |
|
ружных колец. |
|
Коррозия на внутренней ци |
Корпуса используют со следами коррозии |
линдрической части. |
после зачистки. |
Местная выработка стенок от |
Корпуса используют. |
верстия под шпинтон в корпусе |
|
буксы. |
|
Ослабление посадки отъемно |
Корпус ремонтируют. |
го лабиринта и его поврежде |
|
ние. |
|
Ржавчина, заусенцы, забоины |
Корпуса используют после зачистки ла |
на лабиринтных проточках. |
биринтных проточек. |
Сквозные отверстия и повреж |
Корпуса ремонтируют. |
денная резьба под термодатчик |
|
и оставшиеся в буксе обор |
|
ванные болты М20 крепитель |
|
ной крышки |
|
7.3 Ось колесной пары |
|
7.3.1 Шейки осей |
|
Тупые забоины и вмятины глу |
Допускается без исправления. Выступаю |
биной не более 1,5 мм и пло |
щие края зачищают заподлицо с поверх |
щадью до 50 мм2 на расстоянии |
ностью шлифовальной шкуркой №6 с мас |
не ближе 50 мм от торца пред- |
лом вдоль шейки оси. |
подступичной части. |
|
Поперечные риски глубиной и |
Допускаются без устранения. Выступаю |
шириной не более 0,5 мм при |
щие края задиров должны быть зачищены |
расположении их не ближе |
так, как указано выше. |
80 мм от торца предподступич- |
|
ной части. |
|
Риски продольные глубиной не |
Допускаются без устранения. Острые рис |
более 1 мм при расположении |
ки должны быть сглажены. |
их не ближе 50 мм от торца |
|
предподступичной части. |
|
Коррозия. |
Используют со следами коррозионных |
повреждений после зачистки шлифоваль |
|
ной шкуркой №6 с маслом. |
|
7.3.2 Предподступичные части |
|
Забоины и вмятины глубиной |
Допускаются без устранения с зачисткой |
до 2 мм. |
краев, так же, как указано выше. |
88
Продольные задиры глубиной до 2 мм. Продольные риски глубиной до 2 мм. Коррозия. |
Допускаются без устранения с зачисткой краев, так же, как указано выше. Допускаются без устранения. Острые риски должны быть сглажены. Используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шлифоваль-ной шкуркой №6 с маслом. ____ |
Примечание к п. 7.3: Детальный перечень неисправностей осей и условия их дальнейшего использования указаны в "Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар".
8. РЕМОНТ РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ 8.1. Общие требования 8.1.1. Ремонт роликовых подшипников производят на вагоноремонтных предприятиях, имеющих цехи роликовых подшипников и соответствующее удостоверение на право полной ревизии букс с роликовыми подшипниками и ремонт подшипников. 8.1.2. При ремонте подшипников забракованные детали (наружные и внутренние кольца, сепараторы и ролики) заменяют новыми или годными из числа бывших в эксплуатации, удовлетворяющих требованиям, изложенным в п. 7.1. В металлолом разрешается сдавать кольца, ролики, сепараторы, забракованные в соответствии с требованиями п. 7.1., после составления акта комиссией, назначаемой руководителем предприятия из числа специалистов и утверждения акта главным инженером или заместителем руководителя предприятия. 8.1.3. Предназначенные для ремонта подшипники промывают и осматривают для определения ремонта. Ремонт подшипников делится на два вида: первый - без переборки роликов, второй - с переборкой (измерением и подборкой роликов по диаметру и длине). 8.2. Ремонт цилиндрических роликоподшипников Первый вид ремонта 8.2.1. Подшипники ремонтируют без переборки роликов (без измерения роликов по диаметру и по длине) при замене и расточке сепаратора, зачистке (шлифовке) бортов колец, замене наружного или внутреннего колец, зачистке (шлифовке) дорожек качения колец. На ремонтных заводах кольца подвергают магнитному контролю. Аналогичный контроль производят и в депо по мере поступления дефектоскопных установок. При сборке подшипника необходимо руководствоваться условиями, предусмотренными в п. 5.2.2.2. Второй вид ремонта 8.2.2. Ремонт подшипников с переборкой роликов (с измерением роликов по диаметру и длине) производят при замене роликов (независимо от количества сменяемых роликов), выпадении отдельных роликов из гнезд сепаратора вследствие повреждения чеканки, зачистке (шлифовке) образующих роликов и торцов роликов. При ремонте на заводах производят магнитный и вихретоковый контроль колец и роликов с последующим размагничиванием. Аналогичный контроль производят и в депо по мере поступления дефектоскопных установок. Латунные сепараторы дефектоскопируют на установках ВД-11НФИВД-18НФ.
Рис. 38. Разборка блока цилиндрического подшипника а) выдвигание роликов; б) снятие наружного кольца; в) удаление роликов из гнезд сепараторов.
8.2.3. При втором виде ремонта подшипник полностью разбирают. Чтобы разобрать подшипники, у которых расчеканка сепараторов произведена по перемычкам и наружные кольца скомплектованы вместе с роликами, например, у подшипников 42726 и 232726, надо ролики выдвинуть из бортов наружного кольца внутрь подшипника (рис. 38 а) и, сняв наружное кольцо (рис. 38 б), вынуть ролики из гнезд сепараторов (рис. 38 в). При выпадении отдельных роликов из гнезд сепаратора проверяют диаметр и длину всех роликов, как это указано в п. 8.2.7., и подшипник вновь собирают. При этом разность диаметров роликов в подшипнике должна быть не более 5 мкм, а разность длин роликов - не более 12 мкм. 8.2.4. После разборки все детали осматривают. Особое внимание обращают на состояние сепараторов - на наличие трещин в зоне перехода перемычек к основаниям. При необходимости ролики и кольца шлифуют. Полиамидные сепараторы подвергаются растяжению на специальных установках. У цилиндрических подшипников типа 42726 и 232726, не имеющих на торце роликов и сепаратора условного обозначения, необходимо наносить на одном из торцов сепаратора со стороны маркировки букву «Ж», а один из торцов роликов условно обозначать знаком «+», который ставят в лунке или в центре торца. Причем ролики, имеющие на торце лунку, маркируют механическим путем с помощью соответствующего приспособления. У роликов с плоскими торцами маркировку наносят с помощью кислоты, медного купороса или электрографом. Запрещается наносить знак «+» на рабочую часть торца ролика. Этот знак должен быть нанесен только в середине торца ролика. 8.2.5. Годные для комплектования подшипников ролики со скосами сортируют (измеряют) по диаметрам в трех сечениях - в середине и по краям цилиндрической части вблизи скосов на приборах В901 (408М) или РМ101 с измерительной головкой или двухмикронным миниметром (рис.39). При этом непостоянство диаметра, а также разность диаметров по краям цилиндрической части, конусность и выпуклость в среднем сечении ролика не должны превышать 5 мкм. Ролики с рациональным контактом (бомбинированные, см. п.2.1.1.) сортируют только по среднему диаметру на приборе Д312-2М (рис.40). Для этого ножку измерительной головки необходимо расположить на высоте 26 мм, равной половине длины ролика. Для определения формы образующей, ролик необходимо предварительно замерить в трех сечениях на приборе В901. Бомбинированный ролик имеет разность диаметров не менее 20 мкм (рис.2) и не более 28 мкм. Измерение роликов по длине и диаметру может производиться на электронно-механических приборах, утвержденных МПС в установленном порядке. 8.2.6. Измерение роликов после зачистки производят не ранее, чем через один час. Рис. 39. Прибор В901 (408) 1 - винт крепления миниметра; 2 - кронштейн; 3 - винт; 4 - гайка настройки прибора; 5- колонка (штатив); 6 - стол; 7 - станина.
Рис. 40. ПриборД312 1 - кронштейн для миниметра; 2 - гайка для настройки миниметра; 3 - рифленая головка; 4 - плита-стол; 5 - станина; 6 - нижний упор; 7 - контролируемый ролик. Рис. 41. Проверка длины ролика
8.2.7. Устанавливается следующий порядок сортировки роликов: а) по среднему сечению одного из роликов, принятому за эталон для данной группы роликов, настраивают прибор на нулевое положение измерительной головки; б) остальные ролики измеряют и сортируют на группы по среднему сечению в пределах 5 мкм. При комплектовании подшипников ролики в одном подшипнике должны быть одной группы по диаметру. Затем ролики на том же приборе В901 проверяют по длине (рис.41), при этом ролик располагают маркированным торцом непосредственно под измерительную ножку головки на расстоянии 3-3,5 мм от образующей, для чего на стойке прибора необходимо установить боковой фиксатор, определяющий положение ролика. Маркированные торцы - это торцы, имеющие обозначения знаком«+», или с меньшей по диаметру выточкой, или с выточкой сферической формы, или торцы роликов, имеющие засверловку диаметром 5 мм и глубиной 1 мм. Проворачивая ролик вокруг оси, определяют его максимальную длину. 8.2.8. Запрещается комплектовать цилиндрический подшипник 2726 с разными по форме роликами. 8.2.9. Сепараторы, применяемые при ремонте подшипника, должны иметь гладкую поверхность без срезов, отколов, трещин и повреждения чеканки. Обточка сепараторов по наружному диаметру категорически запрещается. При комплектовании подшипников необходимо следить за тем, чтобы маркировка на сепараторе (товарный знак завода-изготовителя и условное обозначение года выпуска или буквы «Ж»), торцы роликов, имеющие различные отличительные признаки, были обращены в ту же сторону, что и маркировка на наружном кольце. 8.3. Контроль и учет отремонтированных подшипников 8.3.1. Отремонтированные подшипники осматривают и проверяют по радиальному зазору: среднее арифметическое значение радиального зазора должно быть 0,09-0,20 мм. Разность крайних значений радиального зазора при трех измерениях щупом не должна превышать 20 мкм у цилиндрического подшипника. 8.3.2. На отремонтированные подшипники наносят следующую надпись: на наружном кольце подшипника после номера ставят букву Р! или РИ в зависимости от вида ремонта (месяц римскими цифрами и две последние цифры года) и условный номер вагоноремонтного предприятия, производившего ремонт. Надпись на кольцах производят электрографом при разобранном подшипнике или кислотой в собранном подшипнике. Состав кислоты: висмут азотнокислый 5 г, никель азотнокислый 95 г, азотная кислота 370 см3, вода 630 см3. Через 3-5 мин. после нанесения надписи для нейтрализации кислоты место надписи протирают мыльной пеной или любым машинным маслом. Вагоноремонтное предприятие, производящее ремонт подшипников, учитывает их в журнале формы ВУ-93. Отремонтированные подшипники, которые после ремонта не сразу устанавливают в буксы колесных пар, подлежат консервации.
< Предыдущая | Следующая > |
---|